Английский - простой, но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов, которые к тому же неправильно произносятся.
Страничка истории
Первые люди появились на территории Уэльса не ранее 50 тысяч лет назад. Это были первобытные охотники-собиратели, переселившиеся сюда из континентальной Европы. Около 10 тысяч лет назад в Уэльс пришла вторая волна переселенцев, обладавших навыками изготовления орудия труда из камня и железа. Однако те кельтские племена, от которых ведут свой род нынешние валлийцы, появились на этой земле лишь на рубеже II—I тысячелетий до нашей эры. Пришлые кельты обладали несомненно более высоким уровнем цивилизованности. Они селились родственными группами, состоявшими из нескольких семей, и подчинялись своим правителям-друидам, олицетворявшим одновременно и духовную, и светскую власть. Древние кельты обносили свои поселения каменными оградами, служившими надежной защитой от врагов и диких животных. Позднее у них появились укрепленные поселения, которые располагались на возвышенностях и в дни опасности служили прибежищем для людей и домашнего скота. Среди древних кельтов были и земледельцы, и скотоводы, и ремесленники, славившиеся искусством обработки железа. Не только изготовленные ими украшения, но и обиходная утварь зачастую декорировались сложными узорами и изображениями фантастических птиц и зверей.
Кельты были хозяевами Уэльса до прихода римлян. К 78 году нашей эры римляне одержали верх над кельтским вождем Карадогом. Затем они сокрушили власть друидов, полагая, что те подстрекают местное население к неповиновению. Друиды подвергались безжалостному истреблению. Например, в 47 году нашей эры были убиты друиды, собравшиеся на острове Англси. Завершив физическое и моральное покорение местных жителей, римляне построили вдоль побережья Уэльса цепочку крепостных сооружений, в том числе и Сегонтий, от которого ведет свою историю сохранившийся до нашего времени замок Карнарвон. Римские крепости были связаны между собой дорогами,которые существуют и в наши дни. Дошли до нас и остатки римских укреплений.
Римляне занимались в Уэльсе земледелием, выращивая продовольствие для гарнизонов и вывозя его излишки в другие части своей огромной империи, а также выплавляли золото, серебро и свинец. Римское владычество в Уэльсе продолжалось в течение почти четырех столетий. В этот период началось проникновение христианства в Уэльс, однако подавляющее большинство кельтов продолжало поклоняться языческим богам и богиням своих предков.
Полномасштабная христианизация Уэльса началась в VI веке. Среди тех, кто принес свет новой религии в Уэльс, был и христианский подвижник Давид, основавший в Ди- феде десяток монастырей. Причисленный к лику святых, святой Давид почитается как небесный покровитель Уэльса. Его день широко отмечается в Уэльсе 1 марта. В этот праздник валлийцы по традиции украшают себя и свои дома желтыми нарциссами — своим национальным цветком. Подлинные исторические сведения о жизни святого Давида отсутствуют, а в христианской житийной литературе он упоминается как великий постник, который из всех напитков признавал лишь воду. Народные предания повествуют, что мудрость этого святого человека была такова, что он понимал язык зверей и птиц. Впрочем, это качество приписывалось народной молвой едва ли не каждому из христианских подвижников.
Ранние валлийские христиане поддерживали связи с ирландскими кельтами и миролюбиво отнеслись к появлению на своей земле нескольких поселений ирландских христиан. Эти поселения находились на северном и западном побережьях Уэльса. Вероятно, они были уничтожены, когда в Уэльс вторглось северное племя годондинов, завоевавшее провинцию Гуинет. Название этого современного валлийского графства происходит, согласно легенде, от имени предводителя захватчиков Куинеда.
В период англосаксонского завоевания кельтский мир Великобритании оказался раздробленным. Кельты Уэльса оказались отрезанными и от своих сородичей на юго-западе и севере Великобритании. В этот период кельты Уэльса и стали называться валлийцами, что на древнеанглийском языке означало «чужестранцы», «чужаки». В тот же период сами жители Уэльса придумали себе наименование кимров, что означало «сограждане», «земляки». Именно в период англосаксонского завоевания, в 784 году, была проложена формальная граница, разделившая Англию и Уэльс. Это был земляной вал, построенный по приказу короля Мерсии Оффы. Он прошел от устья реки Ди до устья реки Уай. Остатки вала Оффы можно увидеть и сейчас, более двенадцати столетий спустя. Нынешняя официальная граница между Англией и Уэльсом частично проходит по этому древнему рубежу.
Датское завоевание Британии практически не коснулось Уэльса — лишь на его юго-западном побережье появилось несколько поселений викингов. С этого времени, в частности, сохранилось географическое название Скокхольм, четко ассоциирующееся со Скандинавией.
К исходу I тысячелетия нашей эры Уэльс представлял собой феодально раздробленную страну. При этом в каждом из лоскутных княжеств выдерживалась одна и та же структура общественной организации. Княжества делились на провинции, те, в свою очередь, на области, включавшие в себя несколько деревень — минимальных единиц структуры. Верховный правитель, князь, назывался «бренином». Его подданные делились на свободных и лично зависимых. При этом сохранялись некоторые пережитки родового строя, например семья несла коллективную ответственность за своих членов. Уникальность валлийского уклада жизни проявлялась в том, что на территории страны не действовало характерное для всех прочих областей Европы право первородства. Таким образом, имущество' покойного отца разделялось между его детьми.
Попытки покорения Уэльса Англией начались сразу же после прихода на остров норманнов. Вильгельм Завоеватель предоставил своим баронам свободное право покорять и грабить сопредельную с Англией страну. Продвигаясь на запад, бароны-норманны вынуждали валлийских князей приносить им вассальную присягу, и к началу XII столетия вся равнинная часть Уэльса уже признавала власть пришельцев. Независимость сохранял лишь горный север: горы всегда были надежной защитой для местного населения. Пик национального сопротивления захватчикам пришелся на XIII столетие, когда Уэльс оказался фактически объединенным против нормандских завоевателей. Национальное сопротивление возглавил князь Гуинета Ллевелин Великий, объявивший себя принцем и воеводой всего Уэльса. Английскому королю Генриху III не удалось достигнуть мирной договоренности с Ллевелином и заставить того принести ему вассальную клятву верности. Ллевелин начал искать поддержки Франции в своей борьбе против англичан. Это становилось опасным, и после очередного отказа Ллевелина признать себя подданным английского короля преемник Генриха III Эдуард I вторгся в Уэльс во главе огромного войска, и принц Уэльский Ллевелин был убит в сражении, а его брат Давид предан суду парламента, который вынес ему смертный приговор за государственную измену. С 1284 года Уэльс стал вассальным княжеством Англии.
Насильственное присоединение Уэльса к Англии сопровождалось введением в покоренной стране английских порядков. Безусловно, вольнолюбивые валлийцы не могли безропотно снести выпавший им национальный позор. Последняя попытка добиться независимости была предпринята жителями Уэльса в 1400—1405 годах. Ее возглавил Оуэн Глендоуэр, пользовавшийся авторитетом не только потому, что был мужественным и отважным человеком, но и потому, что в жилах его текла кровь нескольких валлийских княжеских родов. Мятеж валлийцев, недовольных хозяйничаньем англичан в их родной стране, достиг кульминации в 1404 году, когда Глендоуэр, объявивший себя принцем Уэльским, созвал свой первый парламент в местечке Махинллет на севере Уэльса. Желая укрепить свои позиции в борьбе с английской короной, Глендоуэр искал союза с противниками Генриха IV. В частности, в 1403 году он оказал поддержку восстанию семейства Перси, направленному против короля Англии. Несмотря на временные успехи, к 1405 году стало очевидно, что дело Глендоуэра потерпело поражение. Он был объявлен вне закона, но продолжал упорно сражаться против англичан. Дальнейшая судьба Глендоуэра окутана покровом неизвестности. Считается, что он скончался в 1416 году, однако точное время его смерти и тем более ее обстоятельства остаются загадкой.
Глендоуэр стал персонажем народных валлийских легенд. Однако последствия его неудачного восстания пагубно сказались на дальнейшей судьбе народа. Валлийцам, например, было запрещено проводить народные собрания и носить оружие. Они подверглись дискриминации перед лицом закона. В частности, валлийцы не имели право судить англичан. Закон возводил искусственные преграды между представителями двух народов: его статьи предусматривали, что англичанин, женившийся на уроженке Уэльса, терпел «поражение в правах» и в глазах закона приравнивался к согражданам своей супруги.
Однако именно в Уэльсе родился человек, которому суждено было изменить жизнь этой страны. В грозном замке Пембрук появился на свет Генрих Тюдор, которому суждено было в 1485 году стать английским королем Генрихом VII. Взойдя на престол, новый монарх предоставил многие почетные должности своим землякам — представителям валлийской знати. Генрих издал законы, уравнивавшие в правах валлийцев с англичанами. В 1543 году между Англией и Уэльсом была заключена уния, по которой Уэльс прекращал самостоятельное существование, а на его территории вводились в действие английские законы. Княжество делилось на графства, в каждом из которых за соблюдением законов следили свои шерифы, несшие ответственность непосредственно перед королем, и мировые судьи из числа местных землевладельцев. Новые законы писались по-английски, судопроизводство также велось на английском языке. Экспансия английского языка стала могучим ударом по национальной культуре Уэльса: английский приобрел статус государственного языка, в то время как валлийский оказался на положении языка простонародья. Ситуация повторяла ту, которая сложилась в Англии после Нормандского завоевания: для того чтобы преуспеть в жизни, люди должны были разговаривать на чужом для них языке, и желающий добиться более высокого положения валлиец вынужденно переходил на английский.
Валлийские землевладельцы были уравнены в правах с английскими лендлордами и в немалой степени способствовали укреплению английских порядков в Уэльсе. В быту они ориентировались на знатных английских вельмож, их дети получали образование в Англии и проходили выучку при королевском дворе и в домах первых пэров Англии, а сами владетельные валлийцы получили возможность заседать в английском парламенте. Валлийская знать стала активным проводником английского образа жизни, и национальные валлийские традиции в Уэльсе все больше подвергались попранию.
Существенные перемены в жизни княжества начали происходить в XVIII столетии. В Южном Уэльсе заработали первые угольные шахты, началась добыча железной руды и ее промышленная переработка, выплавка чугуна, стали. В поисках лучшей доли жители окрестных деревень стекались в стремительно растущие промышленные города, однако надежды на более высокие заработки сбывались крайне редко. 16-часовой рабочий день и нищенская оплата труда, обеспечивавшая лишь полуголодное существование семьям промышленных рабочих, послужили поводом для вооруженного восстания в 1831 году, вспыхнувшего в Мертир-Тидфиле. На подавление выступления рабочих была брошена регулярная армия. В Северном Уэльсе развивалась добыча сланца. Шахтерский труд оплачивался очень дешево, и в рабочих семьях на шахтах трудились и стар и млад. К работе привлекались дети, едва достигшие пятилетнего возраста. В 1901 —1903 годах горняки Уэльса провели самую длительную забастовку в истории Соединенного Королевства, которая, однако, не принесла ощутимых результатов.
Все промышленные предприятия Уэльса находились в частной собственности. Нередко их хозяевами были состоятельные англичане, и социальные протесты уэльских рабочих так или иначе приобретали националистическую окраску. Да и вся вторая половина XIX века прошла в Уэльсе под знаком борьбы за предоставление княжеству самоуправления, так называемого гомруля (от английского homerule— домашнее правление). В этот период население Уэльса начало проявлять повышенный интерес к своей истории, даже в высших слоях общества пришел конец англомании и стало принятым гордиться валлийским происхождением. Подъем национально-патриотических чувств вызвал к жизни национальный гимн Уэльса «Земля моих отцов», сложенный в 1856 году. Появились периодические издания на валлийском языке. В 1872 году в Уэльсе открылся первый колледж университетского типа, представлявший собой филиал Лондонского университета. В 1893 году колледж был преобразован в независимый университет Уэльса, обладающий правом присуждать ученые степени. С большим воодушевлением в Уэльсе восприняли назначение первого в истории Соединенного Королевства валлийского премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа, возглавлявшего британское правительство с 1916 по 1922 год.
Тех, кто приезжает в Уэльс, больше всего интересуют его исторические памятники — замки, которые в далекие времена воздвигли валлийские князья и английские завоеватели. Здесь сохранились руины римских фортов и поселений, основанных почти 2 тысячи лет назад, а также поселений древних кельтов. Огромное впечатление производят развалины средневековых монастырей и аббатств. Под защитой организации, именующейся «Уэльские исторические памятники», находится около 130 подобных объектов. Однако наиболее четкое и последовательное представление об истории Уэльса можно получить в Музее истории, культуры и быта валлийцев, что находится в Сент-Фэгансе, расположенном неподалеку от Кардиффа.