Английский - простой, но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов, которые к тому же неправильно произносятся.
НЕБЕСНЫЕ ЗАСТУПНИКИ И ЭМБЛЕМЫ
У каждой части Соединенного Королевства имеется свой собственный небесный заступник — святой покровитель. В Англии — это святой Георг, в Шотландии — святой Андрей, в Ирландии — святой Патрик а в Уэльсе — святой Давид.
Согласно легенде, святой Патрик родился в Римской Британии около 390 года нашей эры. Юношей он был захвачен в плен морскими разбойниками и несколько последующих лет был рабом в тогда еще языческой Ирландии. Ему чудом удалось бежать и вернуться в родные края. Патрик уверовал, что это могло случиться только по воле Божьей, и принял решение посвятить свою жизнь служению христианскому Богу. Став священнослужителем, он вернулся в Ирландию около 435 года и начал подвижническую деятельность по обращению язычников в истинную веру. Походя великий миссионер, ведомый промыслом Божьим, совершил массу удивительных деяний. Например, легенды гласят, что он изгнал с Изумрудного острова змей. Поэтому святого часто изображали шагающим по ядовитым гадам.
Трилистник — национальная эмблема Ирландии. Каждый ирландский патриот знает, что это распространенное на острове растение помогало святому Патрику, нынешнему небесному покровителю страны, объяснять язычникам - кельтам, что такое Святая Троица. В день святого Патрика, отмечаемый 17 марта, ирландцы традиционно вставляют в петлицы скромный букетик трилистника.
Алая роза является эмблемой английского королевства с 1485 года. Ранее она украшала герб дома Ланкастеров, оспаривавших право на английский престол у представителей дома Йорков, в гербе которых красовалась белая роза.
Роскошный южный цветок — роза появилась в Англии сравнительно поздно — в XIV веке. Королевский цветок сразу стал предметом увлечения самых знатных английских сеньоров. В хронике «Генрих VI. Часть I» Шекспира есть сцена, рассказывающая о том, как именно на этих гербах появились розы. События разворачиваются в парке Темпл, где цвели благоуханные розовые кусты, в 1450 году. Претенденты на престол и их сторонники пришли туда, чтобы решить, кто станет королем. Ричард Плантагенет, представитель дома Йорков, предлагает тем, кто верит в него, сорвать с куста белую розу:
Пускай же тот, кто истый дворянин
И дорожит рождением своим,
Коль думает, что я стою за правду,
Сорвет здесь розу белую со мной.
Его оппонент Соммерсет, убежденный, что правда на его стороне, призывает тех, кто верит в него, сорвать с куста алую розу:
Пусть тот, кто трусости и лести чужд,
Но искренне стоять за правду хочет,
Со мною розу алую сорвет.
(Шекспир У.Генрих VI. Часть I (Пер. Е. Бируковой // Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 121)
С этого исторического момента алая и белая розы попадают на штандарты враждующих домов.
Кровопролитная борьба между Йорками и Ланкастерами за престол вошла в историю под поэтичным названием войны Алой и Белой розы (1455—1485). Конфликт завершился восшествием на престол ланкастерца Генриха VII Тюдора и его женитьбой на Елизавете Йоркской, дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков, но в качестве символа королевства победу одержала алая роза Ланкастеров.
Национальной эмблемой Шотландии является чертополох, который, по преданию, спас страну от вражеского нашествия. Однажды к шотландскому берегу пристала скандинавская ладья, из которой вышли могучие светловолосые викинги, намеревавшиеся поживиться за счет жителей мирных кельтских селений. Увидев приближающуюся ладью, деревенские жители послали гонца к местному воеводе, а сами в ужасе скрылись в соседнем лесу, моля своих богов о том, чтобы они уберегли их от гибели, а их дома — от разграбления. Узнав о прибытии морских разбойников, воевода с дружиной немедленно выступил в поход, и с последними лучами заката кельтские воины вошли в опустевшую прибрежную деревеньку, которая как будто притихла перед надвинувшейся на нее бедой. Усталые, они тут же устроились на ночлег, полагая, что враг отважится напасть на деревню только тогда, когда рассветет. Но ошиблись шотландские воины — коварными оказались морские разбойники: запалив на берегу костры, чтобы издали казалось, будто они устроились на ночлег и не помышляют о набеге, вооруженные до зубов скандинавы при робком свете звезд подкрались к самому селению.
Не желая выдать свое присутствие, они пустились в путь босиком, тщательно придерживая на ходу мечи, чтобы те не бряцали при малейшем неосторожном движении. Они уже предвкушали внезапную атаку, короткий яростный бой, веселящий сердце, пьянящий запах крови, от которого раздуваются ноздри, крики добиваемых жертв и богатую поживу, а потом — яркие языки пламени, которые поднимутся над подожженными ими домами и поглотят все, что нельзя увезти с собой. Но этого не произошло. Уже на подходе к лачугам один из викингов, не сдержавшись, вскрикнул от боли: в босую ступню глубоко вонзились острые колючки чертополоха, на который он наступил в темноте. Товарищи не успели зажать ему рот, и в деревне услышали одинокий вопль, разорвавший тревожную тишину ночи. Разгадав военную хитрость викингов, защитники деревни встретили их во всеоружии и обратили в позорное бегство. С тех пор в Шотландии скромный чертополох стал почитаться национальной эмблемой, и редкий шотландец не пользуется его изображением в качестве оберега от действия злых сил и талисмана, дарующего удачу. В 1687 году в Шотландии королем Яковом II был учрежден орден Чертополоха, и поныне являющийся высшим орденом Шотландии.
Шотландцы широко празднуют день святого Андрея (этот праздник отмечается и шотландскими эмигрантами в других странах). При этом равнодушными к нему не остаются даже строгие пуритане. Впрочем, со времен церковной реформации этот праздник утратил религиозное значение и стал чисто мирским событием. Крест святого Андрея еще в XI веке стал национальной эмблемой Шотландии. Его изображение красовалось на государственной печати Шотландии и шотландских монетах, а в XV веке он появился и на шотландском знамени. Вечером 30 ноября, в день святого Андрея, родственники и друзья собираются вместе за дружеским столом. Ужин начинается с провозглашения традиционного тоста: «За святого Андрея и Шотландию!» В меню ужина обязательно присутствует знаменитое шотландское виски. В прошлом полагалось ставить на стол особым образом приготовленную баранью голову, но этот обычай отходит в прошлое. Зато никто не отказывается от не менее традиционного хаггиса (бараньих внутренностей, сваренных вместе с овсяной крупой), звонко воспетого национальным шотландским поэтом Робертом Бернсом:
В тебе я славлю командира
Всех пудингов горячих мира,—
Могучий Хаггис, полный жира
И требухи.
Строчу, пока мне служит лира,
Тебе стихи.
Дородный, плотный, крутобокий,
Ты высишься, как холм далекий,
А под тобой поднос широкий
Чуть не трещит.
Но как твои ласкают соки
Наш аппетит.
(Пер. С. Я. Маршака)Для жителей Уэльса эмблема их страны — лук-порей — напрямую связана с легендами о святом Давиде, покровительствующем Уэльсу. Этот христианский, подвижник, как утверждают легенды, питался лишь хлебом да этим растением.
Традиция отмечать 1 марта день святого Давида, украшая свою одежду луком-пореем, насчитывает много веков. В средние века защитники Уэльса, отправляясь на войну, обязательно украшали себя стебельками этого растения — на счастье. Например, так поступал валлиец капитан Флюэллен, герой исторической хроники Шекспира «Генрих V» (1598).
Валлийцы убеждены, что желтые нарциссы, ранние весенние цветы, распускаются специально к празднику их любимого святого. Поэтому они также считаются символом Уэльса. В последнее время нарцисс даже потеснил менее романтичный лук-порей, изначально считавшийся эмблемой страны.
Изображения всех святых покровителей составных частей Соединенного Королевства и их национальные эмблемы можно увидеть в центральном лобби* палаты общин британского парламента в Вестминстерском дворце.
______________________________
*Лобби – помещение, предназначенное для отдыха и неофициальных встреч.