Английский - простой, но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов, которые к тому же неправильно произносятся.
ГЕОРГИАНСКАЯ БРИТАНИЯ
С 1714 по 1830 год Британией правили четыре короля, носившие одно и то же имя — Георг. Ни один из четырех Георгов не был сильным политиком; более того, их вмешательства в дела государства приносили больше вреда, чем пользы. Георг I (1660—1727) не знал английского языка и больше интересовался делами своего княжества Ганновер, нежели событиями в Британии. Как иронично отметил в очерках «Четыре Георга» (1854) У. М. Теккерей, «Георг I был рассудительный, спокойный и себялюбивый монарх... всегда преследующий свои цели и блюдущий собственные интересы с неизменным успехом»; возведенный на трон немец-протестант оказался для Великобритании «добрее и лучше, чем католик Стюарт», и был предан своей державе «хотя бы настолько, чтобы предоставить ее самой себе» (Теккерей У. М. Собр. соч.: в 12 т. М., 1980. Т. 11.С. 519). Сдержанный и весьма хладнокровный, этот английский король выглядел в глазах Теккерея гораздо более достойно, чем его супруга София-Доротея, которая «вышла замуж за собственного кузена ради денег или иных выгод» (там же. С. 525) и не отличалась супружеской верностью. Сознавая все человеческие недостатки короля, Теккерей все же считал, что Георг I сделал доброе дело, спася страну от «папизма и французского засилья» (там же. С. 536).
Человек ленивый, увлеченный своими немецкими фаворитками, Георг I фактически передоверил управление страной Роберту Уолполу, первому в стране премьер-министру, который сумел наладить взаимодействие между палатой общин и королевским Тайным советом, заложив основу кабинетного принципа управления государством. Уолпол остался на посту премьер-министра и при сыне Георга I короле Георге II (1683—1760).
Георг II, родившийся в Ганновере, воспитывался уже не в патриархальной тиши немецкого княжества, и на его личность наложила свой отпечаток атмосфера английского королевского двора. В отличие от отца Георг II уже объяснялся на английском, но говорил с сильнейшим немецким акцентом. Теккерей дал ему следующую характеристику: «Его обвиняли в жадности, он не любил изящные искусства, но и не прикидывался их любителем. В религии он лицемерил не больше, чем его отец. Он низкой меркой мерил людей, но разве для такого окружения его суд был ошибочным... Жизнь сделала из него циника... Строя свои взаимоотношения с мужчинами и женщинами на... грубой и циничной основе, он пришел к тому, что поставил под сомнение и честь — мужскую и женскую, и патриотизм, и религию» (там же. С. 541).
К середине XVIII столетия Британия обладала значительной колониальной империей. Начавшиеся “во времена королевы Елизаветы I попытки колонизации Нового Света привели к созданию ряда английских колоний в Северной Америке, в ходе Семилетней войны (1756—1763) Британия утвердилась в Канаде и в Индии. Однако в период правления внука Георга II, короля Георга III (1738—1820), британская империя понесла тяжелейший урон, лишившись в 1775 году тринадцати североамериканских колоний (Виргиния, Делавер, Джорджия, Коннектикут, Массачусетс, Мэриленд, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Нью-Хэмпшир, Пенсильвания, Род-Айленд, Северная Каролина и Южная Каролина), объявивших независимость в знак протеста против непомерных налогов, которыми их обложила метрополия. Вину за утраты североамериканских колоний британцы возлагали прежде всего на доброго и простодушного, но упрямого и недальновидного Георга III, отказавшегося пойти на уступки колонистам и снизить налоговое бремя. Впрочем, именно в это царствование началась энергичная колонизация Австралии. В 1770 году капитан Джеймс Кук достиг восточного берега Австралии и, объявив его владением британской короны, назвал Новым Южным Уэльсом. История колонизации Австралии началась с создания каторжных поселений — первое из них было основано в 1788 году. Лишь в 1901 году Австралия г, стала независимым государством.
Британцы до сих пор не изжили своего неприязненного отношения к Георгу III, забывая о том, что этот король, трогательно заботившийся о своей некрасивой, но такой же доброй королеве Шарлотте, нежно любивший своих многочисленных отпрысков, старавшийся своим личным примером преподать урок добродетели всей нации, увлекавшийся ботаникой и сельским хозяйством, любивший немецкую музыку и предпочитавший пышности двора уединение скромной жизни простого сквайра,— фигура трагическая. Психическая неполноценность Георга с годами становилась все более очевидной, и последние десять лет его жизни страной на правах регента правил его старший сын Георг IV (1762—1830).
Если первые Георги, по выражению Теккерея, «были людьми» (там же. С. 591), то Георгу IV в этой простой, но емкой характеристике писатель отказал. Это был человек, которому «угождали с колыбели», которому «лобызали стопы еще прежде, чем он научился ими ступать» (там же. С. 593), король, память о котором сводится лишь к «пошлым, заурядным анекдотам» (там же. С. 599).
XVIII век в Англии был веком промышленной революции. Первые английские мануфактуры возникали на берегах рек, так как работали на силе воды. В XVIII столетии промышленное производство перестает быть привязанным к берегам рек, ибо на смену силе воды в промышленности приходит сила пара. Первая паровая машина, построенная Томасом Ньюкоменом, была применена для откачки воды из угольных шахт. Этот механизм был недостаточно эффективен и опасен в эксплуатации. В результате попыток усовершенствовать изобретение Ньюкомена были созданы другие паровые машины, однако наибольшее распространение получила паровая машина, построенная Джеймсом Уаттом в 1784 году. С этого момента отпала необходимость использовать для приведения в действие фабричных станков водяное колесо, на смену которому пришло изобретение Уатта. Это дало возможность строить фабрики повсеместно, но особенно выгодно было их возведение в непосредственной близости от угольных бассейнов.
Развитие машинного производства, начавшееся в 1765 году с ручной прядильной машины «Дженни», изобретенной Джеймсом Харгривсом, и прядильного станка Ричарда Аркрайта, созданного в 1767 году, стремительно вывело Британию на роль лидера мировой промышленности, превратив ее в «мастерскую мира».
Растущие потребности в металле вызвали в Англии наступление нового «железного века». В начале столетия Абрахам Дарби изобрел способ выплавки чугуна с помощью кокса, и с 1730 года его применяли в промышленных масштабах. Затем было обнаружено, что не все угли являются коксующимися, отчего чугун не всегда получался хорошего качества. Поэтому в 1760-е годы были созданы новые крупные доменные печи. Усовершенствования в металлургической промышленности стимулировались потребностью в металле для новых паровых машин и станков, а развитие железоделательных заводов, в свою очередь, нуждалось во все более крупных и эффективных паровых машинах.
Изделия из чугуна начали получать нетрадиционное применение. Например, в 1779 году был построен первый в мире чугунный мост через реку Северн. Рядом с этим мостом вырос маленький городок, носящий название Айронбридж, что означает «чугунный мост». В течение последующих десятилетий сделанные из чугуна машины полностью вытеснили прежние станки, строившиеся из дерева или из более дорогих металлов — латуни и меди.
Вскоре паровой двигатель был применен и на транспорте. В Англии был построен первый паровоз, который двигался по мощеным дорогам. Первый в мире паровой локомотив был построен Ричардом Тревитиком в 1803 году. Однако практическое применение новый вид транспорта получил с изобретением рельсовой колеи. Первые рельсы были зубчатыми, а гладкий рельсовый путь был впервые применен гениальным английским инженером-самоучкой Джорджем Стефенсоном, который в 1823 году основал первый в Британии паровозостроительный завод в Ньюкасле. В 1829 году созданный им паровоз «Ракета» побил все рекорды: при мощности паровой машины в 13 лошадиных сил он развивал скорость до 47 километров в час!
Политическая жизнь Британской империи на рубеже XVIII—XIX столетий определялась борьбой против революционной Франции. После событий Великой Французской революции 1789 года Великобритания оказывала всемерную Поддержку контрреволюционным силам, а в 1793 году вступила в открытую войну против республиканской Франции. Под влиянием примера Франции в стране начались волнения в рабочей среде, которые подавлялись с помощью правительственных войск. В 1797 году вспыхнул мятеж на военно-морском флоте, а год спустя — восстание в Ирландии. Оба этих мятежа были подавлены с исключительной жестокостью. Правительство, возглавлявшееся премьер-министром Уильямом Питтом Младшим, было преисполнёно решимости не допустить распространения революционных настроений внутри страны. В качестве одной из превентивных мер в 1800 году британский парламент принял Акт об. унии, по которому Ирландия объединялась с Англией.
В ходе первого этапа антинаполеоновских войн (до 1806 года). Британии удалось одержать ряд славных морских побед над французами и тем самым отвести угрозу вторжения Наполеона на Британские острова. В этих сражениях отличился великий английский флотоводец адмирал Горацио Нельсон (1758—1805). Жизнь Нельсона с 15-летнего возраста была связана с флотом, и уже в 21 год ему доверили командование кораблем. В 1794 году Нельсон получил тяжелое ранение в голову, в результате которого лишился правого глаза, однако это не помешало ему остаться в строю. Он продолжал сражаться с врагом и после того, как в битве при Абукире (1798), где он наголову разгромил французскую флотилию, адмирал потерял правую руку. С тех пор на флоте существует неписаный закон: моряки получают жалованье только левой рукой, потому что так делал искалеченный великий флотоводец. В 1805 году Нельсон одержал блестящую победу в битве при мысе Трафальгар, однако это сражение стало для него последним: он был смертельно ранен французским снайпером. В ознаменование великой победы Нельсона в центре Лондона была разбита Трафальгарская площадь с мемориальной колонной, которую венчает бронзовая фигура Нельсона.
На втором этапе антинаполеоновских войн выдвинулся полководец Артур Уэлсли (1769—1852). За блестящие военные операции 1812—1813 годов в Испании и Португалии, в ходе которых наполеоновские войска были изгнаны из этих стран, Уэлсли был удостоен титула герцога Веллингтона. Однако его звездный час наступил в 1815 году, когда он нанес окончательное поражение бежавшему из ссылки с острова Эльба Наполеону в битве при Ватерлоо.