Английский - простой, но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов, которые к тому же неправильно произносятся.
Страничка истории
Ирландия — древняя страна, богатая многочисленными историческими памятниками. Древнейший из них, Ньюгрендж, расположенный на берегу реки Бойн в нынешней Ирландской Республике, был построен намного раньше Стоунхенджа и является ровесником старейших египетских пирамид. Ньюгрендж представляет собой погребальную камеру, в которой, вероятно, обрели покой кремированные останки нескольких тысяч человек. О высоком уровне цивилизации древних ирландцев свидетельствует не только само сооружение, но и отразившиеся при его создании научные знания: круглый год в погребальной камере царит кромешный мрак и лишь в день зимнего солнцестояния через входное отверстие в нее проникают лучи солнечного света.
Первые люди поселились на побережье Ирландии около восьми тысячелетий тому назад. Затем, около 3500 года до нашей эры, из средиземноморских областей сюда начали прибывать люди нового каменного века. Они умели обрабатывать землю и начали расчистку покрытых девственными лесами внутренних территорий под пашни и пастбища для скота. Древние ирландцы были глубоко религиозны. Они придавали огромное значение культу предков. По их верованиям, после смерти человек попадал в иной мир. Его проводы и погребение представляли, по-видимому, один из важнейших религиозных ритуалов, и по всему острову можно найти древние погребальные сооружения — дольмены, представляющие собой параллелепипеды, сложенные из пяти громадных плоских каменных плит. Масштабы этих сооружений наводят на мысль о том, что древние ирландцы были весьма продвинутыми в техническом отношении и наверняка пользовались при строительстве дольменов рычагами или другими простыми машинами. Впрочем, археологи могут лишь строить гипотезы о том, каким именно образом сооружались подобные конструкции, причем не только в Ирландии, но и в других областях земного шара.
Позднее в Ирландию прибыли иберийские племена, владевшие искусством обработки золота и бронзы. По-видимому, именно они заложили основу замечательных ирландских традиций кузнечного дела — кованые изделия местных мастеров издревле высоко ценились в Европе. Новых поселенцев называют иногда «народом чаши», потому что у этих древних ирландцев бытовал обычай класть в захоронения своих мертвецов куполообразные чаши. Свои селения иберы строили на маленьких искусственных островках на озерах, болотах или реках.
Первые кельты появились в Ирландии, по-видимому, не ранее VI века до нашей эры, а их массовое переселение на остров из Северной Европы происходило в конце IV — начале III века до нашей эры. Владевшие железным оружием, они обладали огромными преимуществами над более древними обитателями Ирландии, жившими еще в бронзовом веке. Ирландия стала кельтской страной и в отличие от соседней Великобритании никогда не подвергалась нашествию римлян. Кельты создали там около 150 крохотных королевств, правители которых — по существу, скорее вожди племен, нежели короли— назывались ри- агами. Все королевства образовывали пять исторических провинций — Ольстер (на севере острова), Лейнстер (его центральная и восточная области), Южный Лейнстер (на юго-востоке), Манстер (на юго-западе) и Коннахт (на западе). Риаги вели между собой войну за первенство и право стать ард-риагом — верховным королем, признаваемым остальными риагами.
В V веке нашей эры в Ирландию прибыли христианские, миссионеры, превратившие остров в крупный центр христианства. Здесь было основано множество монастырей, ставших центрами просвещения и культуры. В монастырских скрипториях работали искусные писцы и художники, создававшие роскошные иллюминированные рукописные книги со страницами из тончайшего пергамента — велени.
В IX веке Ирландия начинает привлекать в себе внимание викингов, которые основали здесь несколько прибрежных поселений, в том числе и современную столицу Ирландской Республики Дублин. Однако в 1014 году викинги были изгнаны могущественным ирландским верховным королем Брианом Бороиме, который в 1014 году разгромил их в битве при Клонтарфе, но был убит в своей походной палатке сразу после этой славной победы. Другие ирландские риаги начали борьбу за право назваться верховным королем Ирландии, но этот вопрос так и не был решен окончательно и бесповоротно, и Ирландия по-прежнему продолжала страдать от междуусобных войн.
Гораздо более серьезные последствия имели попытки завоевания Ирландии, предпринятые англичанами при короле Генрихе II. Нормандские рыцари, осевшие в Англии, начали завоевание Ирландии в 1169 году, а два года спустя они объявили Генриха IIверховным правителем Ирландии. Норманны прочно укрепились в Ирландии, построив там мощные замки и защищенные оборонительными стенами поселения. Они доминировали над южной, восточной и центральной областями Ирландии, а граф Пембрук даже был провозглашен королем Лейнстера. Норманны ввели на подвластной им части острова английские законы, английскую схему управления страной, а также создали первый парламент. Ирландцы продолжали оказывать сопротивление иноземцам, и со временем положение норманнов в Ирландии было ослаблено. Кроме того, многие из норманно-ирландцев сочетались браком с девушками из семей ирландской знати, и дети от этих смешанных браков начали ощущать себя скорее ирландцами, чем норманнами.
Английские короли стремились укрепить в Ирландии английские законы и порядки и претендовали на власть над соседним островом. Однако сопротивление иноземному владычеству в Ирландии было весьма велико, и понадобилось три с половиной столетия, чтобы английский монарх был провозглашен не правителем, но королем Ирландии. Это произошло при Генрихе VIII. Однако лишь в конце правления последней из династии Тюдоров королевы Елизаветы I в Ирландии была одержана решающая Победа в сражении при Кинсейле (1601), которая ознаменовала начало подлинного хозяйничанья англичан на соседнем острове. С этого времени начались гонения на коренное население, у ирландцев отбирали землю и селили на ней англичан и шотландцев из равнинной части страны.
Массовые переселения из Великобритании в Ирландию, ставшую первой английской колонией, протекали в XVII—XVIII столетиях. И сейчас из 1 575 200 жителей Северной Ирландии две трети составляют потомки выходцев из Англии и Южной Шотландии (родственных ирландцам шотландских горцев в Ирландию не переселяли во избежание усиления кельтского сопротивления колонизации) и лишь одну треть — этнические ирландцы. Так, в северной части острова наметились три группы населения — ирландцы, англо-ирландцы и шотландо-ирландцы, каждая из которых обладала выраженной национальной культурой и исповедовала свою религию. Религиозная рознь, зародившаяся в эпоху европейских религиозных войн, продолжала напоминать о себе на протяжении всех минувших столетий. К XVI веку восходят современные проблемы Ирландии: коренное католическое население Северной Ирландии желает объединения с Ирландской Республикой, в то время как «пришлые» протестанты, для которых эта земля давно стала родной, не желают обрывать связи с Соединенным Королевством. Ситуация понятна: католики не хотят быть на положении религиозного меньшинства, а североирландские протестанты отвергают перспективу превратиться в религиозное меньшинство объединенной Ирландии. Большинство католиков-ирландцев живут в пограничных с нынешней Ирландской Республикой областях, что усиливает их желание к объединению двух Ирландий. В центральных и северных частях Северной Ирландии преобладают англо- ирландцы, а шотландо-ирландцы сосредоточены в основном в ее восточной части.
Несмотря на то что государственной церковью в Ирландии была провозглашена протестантская церковь, подавляющее большинство коренного населения острова продолжало исповедовать католицизм, и лишь в Ольстере господствовали пресвитериане. Сперва создавалась иллюзия, что новым поселенцам удастся мирно ужиться с местным католическим большинством. Однако в начале 1640-х годов положение резко изменилось. В 1641 году в Ирландии вспыхнуло очередное антибританское восстание, которое вошло в историю страны под названием Великого. Оно действительно было великим — и по размаху, и по продолжительности. Ирландские католики были полны решимости завоевать независимость для своей страны и сделать ее католической. В период Великого ирландского восстания были убиты тысячи протестантских переселенцев.
Продолжительность восстания объясняется совпадением его по времени с гражданскими войнами Английской буржуазной революции. Однако в 1649 году к власти в Англии пришел Оливер Кромвель, который принял решение отправить свою проверенную и закаленную в боях «армию нового образца» в Ирландию. К 1652 году восстание было подавлено. Оно захлебнулось в крови убитых мятежников. Солдаты Кромвеля не знали жалости. Особо кровавые-страницы были вписаны ими в ирландскую историю массовым истреблением жителей городков Дрогеда и Уэксфорд. Эти кровавые бойни произвели устрашающее воздействие на остальных повстанцев, которые в страхе предпочли сложить оружие. Побежденные католики лишились возможности отправлять свои религиозные обряды, наиболее активные участники восстания были согнаны со своих земель. Многие покинули страну в надежде избежать жестоких репрессий.
В 1690 году в Ирландии, на берегах реки Бойн, произошло решающее сражение между армией якобитов и войсками нового протестантского короля Вильгельма III. Победа Вильгельма была воспринята протестантами Ирландии как триумф их веры, и в честь Вильгельма был основан Орден оранжистов, члены которого до сих пор ежегодно 12 июля отмечают праздничными шествиями дату победы над католиком Яковом II.
На протяжении всего XVIII столетия ирландские католики рассматривались как угроза благополучию королевства, и британское правительство неоднократно принимало законы, которые ограничивали их гражданские и религиозные права. Католики были лишены избирательного права, под запретом оказались католические богослужения, суровым гонениям подверглись католические священники. Были закрыты и католические школы. В этот период коренное население страны подверглось катастрофическому обнищанию и сосредоточилось в сельской местности. В ирландских городах господствующее положение заняли англичане. В Ирландии продолжали стоять британские войска, готовые подавить способные в любую минуту вспыхнуть восстания доведенных до отчаяния ирландцев.
Однако вопреки всем репрессивным мерам в стране развивалось национально-освободительное движение. В 1760-е годы возникли подпольные националистические организации, целью которых было разжигание антианглийских настроений в народе. Например, в 1761 году тайная крестьянская патриотическая организация «Белые ребята» подняла восстание в юго-западной части острова. Огромное влияние на положение в Ирландии оказали события, разворачивавшиеся в Северной Америке, и Великая французская революция (1789). Война против метрополии, развязанная тринадцатью британскими североамериканскими колониями, уменьшила военное присутствие Британии в Ирландии. При этом часть ирландских протестантов, вдохновленная примером взбунтовавшихся американцев, также решила потребовать для себя большей свободы в решении внутренних проблем Ирландии и увеличения доли депутатов-ирландцев в дублинском парламенте.
Требования ирландцев отчасти были удовлетворены в 1782 году. Получив доступ в парламент, ирландские патриоты попытались добиться отмены антиирландских законов. Одной из ярчайших политических фигур того времени стал член парламента Генри Грэттэн, требовавший упразднения законов против католиков. Однако идеи свободы, равенства и братства, провозглашенные Великой французской революцией, побуждали ирландцев к более решительной борьбе за свои национальные права, и в 1791 году в Ирландии возникло общество «Объединенные ирландцы», куда вошли не только католики, но и ирландские протестанты, возмущенные тем, что в их родной стране распоряжаются англичане. Руководители этой организации ставили перед собой задачу национального объединения страны и ее отделения от Соединенного Королевства. В 1798 году «Объединенные ирландцы» под руководством Теобальда Уолфа Тона подняли революционное восстание, которое было быстро и жестоко подавлено. Между тем сам факт восстания, попытка руководителей «Объединенных ирландцев» заручиться поддержкой революционной Франции, с которой Великобритания находилась в состоянии войны, побудили британское правительство к срочному упразднению самостоятельного ирландского парламента: в 1800 году был принят Акт об унии, по которому Ирландия и Великобритания сливались в единое Соединенное Королевство, по аналогии с Актом об унии 1707 года, положившим конец государственному суверенитету Шотландии.
Ирландия, бессмертен подвиг твой! Бесчисленны страдания народа, Ирландия, мечом верни свободу! Увы, твои отважные солдаты В сырой земле, могильным сном объяты, Но даже тени их врагов пугают И к мщению сограждан призывают. (Пер. К. Бальмонта)
Эти строки были написаны юным поэтом Перси Биши Шелли, который воспел отважных борцов за независимость Ирландии в стихотворении «Песнь ирландцев» (1809).
Ирландские католики рассматривали Акт об унии как величайшее попрание их прав, поскольку в британский парламент могли быть избраны только протестанты. И поскольку Ирландия была обескровлена и не могла рассчитывать на эффективные военные операции против британских властей, на смену волне восстаний пришло мирное, ненасильственное движение за гражданские свободы для католиков, за отмену законов, поражающих их в правах. Это движение возглавил Дэниел О’Коннел, который, став депутатом британского парламента от Ирландии, в 1829 году добился упразднения практически всех антикатоли- ческих законодательных ограничений.
Между тем в XIX веке экономическое положение основного, крестьянского, населения Ирландии резко ухудшилось. Крохотные наделы не могли прокормить увеличившееся сельское население. К тому же плата за пользование землей стала непропорционально велика по сравнению с доходами арендаторов мелких хозяйств, и землевладельцы безжалостно сгоняли неплатежеспособных крестьян со своей земли. В этот период начинается новая волна массовой эмиграции. Ирландцы устремляются в Америку, в Австралию, в соседнюю Великобританию, где многие оседают в портовых городах.
Основным продуктом питания ирландских крестьян был картофель, пожалуй единственная сельскохозяйственная культура, которая давала неплохой урожай на бедных почвах острова. Однако в 1845—1847 годах ирландский картофель погиб: картофельные клубни гнили на корню еще до того, как становились пригодными в пищу. В стране, население которой насчитывало около 8,2 миллиона человек, начался страшный голод, который унес тысячи человеческих жизней и усилил темпы эмиграции. К 1851 году население Ирландии сократилось до 6,5 миллиона человек, а к концу века, поскольку уровень эмиграции оставался очень высоким и по окончании голода, население Ирландии составило всего около 4 миллионов человек.
Большинство ирландцев справедливо возмущалось политикой Лондона, который не предпринял никаких шагов для спасения населения от голодной смерти, тем более что на протяжении всех голодных лет из Ирландии в Великобританию продолжали вывозить сельскохозяйственную продукцию: эти товары были слишком дорогими для нищих голодающих крестьян. Возмущение питало новую волну националистических порывов, на гребне которой было создано тайное общество фениев (от ирландского Fene— так назывались обитатели древней независимой Ирландии), исполненных решимости освободить Ирландию от британского владычества любой ценой, не только путем политических реформ, но и насильственными методами борьбы. Общество было основано в 1858 году ирландскими католиками, эмигрировавшими в Соединенные Штаты Америки. Родственная по духу организация — Ирландское республиканское братство — была создана на территории самой Ирландии. Однако некоторые ирландцы все еще верили в возможность изменения положения страны и ее народа ненасильственными методами борьбы. Значительное число ирландцев уповало на то, что их проблемы могут быть разрешены предоставлением Ирландии самоуправления и созданием в Дублине относительно независимого парламента. Борьбу за предоставление Ирландии гомруля (от английского homerule— «домашнее, внутреннее правление») в британском парламенте возглавил лидер ирландских депутатов Чарлз Стюарт Парнелл.
Однако Парнеллу не довелось дожить до того времени, когда его главное политическое требование было удовлетворено. Многие британские политики категорически возражали против введения в Ирландии гомруля, полагая, что подобная акция будет подлинным предательством по отношению к протестантам, сосредоточенным в Северо - Восточной Ирландии — Ольстере, наиболее экономически благополучной части страны. Именно здесь находились самые преуспевающие фермерские хозяйства и единственные в те времена на острове значительные промышленные предприятия — судостроительные верфи и прядильно- ткацкие фабрики Белфаста.
В начале XX столетия требования независимости Ирландии стали звучать особенно настойчиво. В 1905 году была создана ирландская националистическая партия «Шин фейн» (что по-ирландски означает «мы сами»). Шинфейнеры боролись за отделение Ирландии от Соединенного Королевства и создание независимого ирландского правительства. Под угрозой революции в Ирландии британское правительство было вынуждено пойти на уступки, и парламентским актом 1912 года Ирландии было предоставлено весьма ограниченное право самоуправления. Однако из-за начала Первой мировой войны введение закона в действие было приостановлено.
Тем временем население Ирландии разделилось в своих отношениях к гомрулю. Единомышленники Парнелла считали его пределом желаний, революционно настроенные шинфейнеры возмущались половинчатостью решения парламента и намерены были продолжать борьбу за полную независимость страны. Между тем протестанты Ольстера отнюдь не хотели отделения Ирландии от Соединенного Королевства. Ирландия стояла на пороге гражданской войны, ибо различные политические группировки готовились отстаивать свои взгляды с помощью оружия. В стране создавались вооруженные отряды. В 1916 году в Дублине члены Ирландского республиканского братства подняли вооруженное антибританское восстание под руководством Патрика Пирса, вошедшее ц историю под названием Ирландского восстания 1916 года или же Восстания на Пасхальной неделе. Повстанцы заняли ключевые позиции в городе, захватили в свои руки промышленные предприятия, почту и телеграф, провозгласили Ирландию независимой республикой и в течение пяти дней отбивали атаки правительственных войск, после чего были принуждены сдаться. Сотни участников Восстания на Пасхальной неделе были брошены за решетку, а его лидеры (практически все) преданы смертной казни.
Постигшая повстанцев участь способствовала созданию вокруг них ореола национальных героев и мучеников в глазах ирландцев, которые во время всеобщих выборов 1918 года отдали подавляющее большинство голосов кандидатам от националистической партии «Шин фейн». Избранные таким образом депутаты учредили свой собственный парламент в Дублине. Параллельно шло формирование Ирландской республиканской армии (ИРА), террористической организации, начавшей боевые действия против британских сил поддержания правопорядка, устраивавшей засады на британских военнослужащих и совершавшей налеты на их казармы.
В 1921 году британское правительство было принуждено подписать англо-ирландский договор, предусматривавший разделение Ирландии на две части. Двадцать шесть из 32 ирландских графств образовали Ирландское свободное государство, остававшееся доминионом Британской империи до 1948 года, когда оно стало независимой Ирландской Республикой. Шесть графств, расположенные в Ольстере, стали называться Северной Ирландией и до настоящего времени входят в состав Соединенного Королевства.
Ольстер является самой неспокойной частью государства. И в наше время не прекращаются попытки добиться воссоединения двух Ирландий, сторонники которого не гнушаются террористическими методами борьбы за свои идеалы. Североирландские католики зачастую утверждают, что являются объектом дискриминации. Напряженность во взаимоотношениях между католиками и протестантами достигла пика в конце 1960-х — начале 1970-х годов, что побудило Британию ввести прямое управление Ольстером из Лондона. В наше время интересы Ольстера в британском парламенте представляют 17 из 650 депутатов палаты общин, а североирландский вопрос продолжает оставаться острейшей проблемой нынешней внутренней политики Соединенного Королевства.